Первый Всесоюзный конкурс «Учитель года» был проведен в 1990 году по инициативе «Учительской газеты» и был поддержан педагогами страны. В Ульяновской области он проходил с 1 по 10 марта 1992 года на базе ИУУ, средних школ № 11, 40 Железнодорожного района. За 12 лет своего существования в конкурсе приняли участие 208 педагогов. Из них: 199 учителей, 5 преподавателей педагогических училищ, 3 воспитателей ДОУ (1 воспитатель, 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре), 1 преподаватель ПУ № 30.
Качественный состав участников областного конкурса «Учитель года» | |
|
Наибольшее количество материалов на конкурс было представлено учителями начальных классов (38), русского языка и литературы (29), математики (19), истории (15), английского языка (12), биологии (11), физической культуры (9), географии (9),а также учителями ИЗО и черчения, физики, музыки (8); немецкого языка, труда (7), информатики, химии (6), родного языка (5), воспитатели ДОУ (3), МХК (2), граждановедения, психологии, валеологии, экономики, преподавателя методики математического развития ДОУ, преподавателя ПУ (1).
Количество участников областного конкурса «Учитель года» (по предметным областям) | |
Засвияжский и Ульяновский районы подготовили по 6 призеров областного конкурса «Учитель года», из них 4 победителя — Засвияжский район. Город Димитровград, Заволжский, Кузоватовский, Радищевский районы по 3 призёра. По 2 призера подготовили Вешкаймский, Железнодорожный районы; по одному — Новоспасский, Старокулаткинский, Старомайнский. Ни разу не принимали участие в конкурсе учителя Сурского района, по одному участнику подготовили Тереньгульский, Чердаклинский районы.
Количество участников областного конкурса «Учитель года» (по районам) | |
Количество участников областного конкурса «Учитель года» остаётся стабильным. В 1992 году — 12 участников, 1993 — 15, 1994 — 12, 1995 — 9, 1996 — 18, 1997 — 19, 1998 — 16, 1999 — 23, 2000 — 22, 2001 — 20, 2002 — 28, 2003 — 20.
Количество участников областного конкурса (по годам) | |
|
При оценке конкурсного выступления жюри основное внимание уделяли такому аспекту, как владение содержанием предмета, оригинальности фактов, предлагаемых в рамках конкурсного урока.
За прошедшие 12 лет в российской школе произошли большие изменения, начата программа модернизации российского образования, ключевая роль в которой отводится современному учителю, его умению создавать ситуацию успеха ученика, мастерству передачи содержания предмета, мотивации приобретения знаний.
Вот почему в 2002 году была «модернизирована» и процедура Российского конкурса. Уже второй год областной конкурс максимально приближен к Российскому.
Финал областного конкурса «Учитель года» проводился по новой модели, которая разработана в соответствии с новой концепцией конкурса. Суть нововведений заключалась в следующем:
- Формирование номинаций осуществлялось на основе выбора участниками проблем, предложенных заранее.
- Тема конкурсного учебного занятия объявлялась за день до его проведения и соответствовала прохождению программы в классе.
- Было сокращено время конкурсного занятия до 30 минут, а мастер-класса до 20 минут.
- В очном этапе конкурса продолжали конкурсные соревнования все участники заочного этапа.
Для участия в областном конкурсе «Учитель года — 2003» подали заявки 25 педагогов, в том числе: 5 — учителей русского языка и литературы, 4 — математики, 4 — биологии, 2 — физики, 2 — физической культуры, инструктор по физической культуре ДОУ, 1 — немецкого языка, 1 — начальных классов, 1 — истории и экономики, 1 — музыки, 1 — информатики, 1 — технологии, 1 — преподаватель ИЗО, 1 — воспитатель ДОУ.
Среди участников конкурса 22 женщины и 2 мужчин, из них 2 — преподавателя педагогических колледжей, 1 — инструктор по ФИЗО ДОУ, 21 — учитель, 16 педагогов представляют сельские школы. По стажу участники распределились следующим образом: до 5 лет — 3; 5-10 лет — 5; 10-20 лет — 11; более 20 лет — 5 человек. 10 (41,6 %) имеют высшую квалификационную категорию, 8 (33,3%) — первую квалификационную категорию, 6 (25%) — вторую. Среди победителей районных конкурсов педагоги с различным стажем педагогической деятельности, однако, преобладает стаж 10-20 лет. Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональный конкурс привлекает к себе не просто творческих, но состоявшихся в профессии педагогов.
Следует отметить, что возраст участников конкурса является зрелым и в то же время перспективным для творческого развития и совершенствования педагогического мастерства: в возрасте 25-30 лет — 6 учителей, 30-40 лет — 10; 40-50 лет — 7; более 50 — 1.
Качественный анализ состава участников конкурса позволяет сделать вывод об их профессиональной компетентности. Среди конкурсантов 1 — закончила очную аспирантуру, 1 — аспирант, 1 — «Заслуженный учитель РФ», 4 — награждены отраслевыми нагрудными знаками, 3 — имеют Почетные грамоты Минобразования РФ, 1 — является Лауреатом зонального конкурса пианистов.
Все педагоги прошли курсовую подготовку в ИПК ПРО.
В очном этапе конкурса приняли участие 17 учителей.
Областной конкурс «Учитель года — 2003» закончен, подведены его итоги. Учителя — лауреаты конкурса сталкиваются с проблемой своей «невостребованности». Повышая своё педагогическое мастерство, вырабатывая свой профессиональный почерк, добиваясь определенной результативности в числе выпускников и их будущей профессиональной направленности, показывая не один десяток открытых уроков, а позднее и мастер-классов, внедряя в практику новые педагогические технологии, победитель и лауреаты оказываются не у дел. Поэтому в этом году участники областного конкурса «Учитель года» разных лет решили объединиться в клуб, основными целями которого является поддержка талантливых педагогов, повышение престижа учительской профессии, распространение педагогического опыта, а также содействие профессиональному общению.
Особенности проведения областного конкурса «Учитель года — 2005»
Конкурс «Учитель года» проводится в нашей области 14 лет. Каждый год он
открывает новые имена талантливых педагогов, в хорошем смысле одержимых
своей профессией. Областной конкурс по сути является трамплином для
всероссийского, поэтому уже четвертый год задания и требования
максимально приближены к тем, что предъявляются на итоговых
соревнованиях в Москве.
Конкурс проводится поэтапно: школьный, районный (городской), областной, российский.
Победители районных (городских) конкурсов, а также преподаватели
профессиональных училищ и техникумов, преподаватели педагогических
училищ и колледжей (по согласованию с председателем оргкомитета
конкурса) выходят на областной этап.
Для участия в областном конкурсе «Учитель года — 2005» подали заявки 26
педагогов. Все они прошли повышение квалификации в ИПК ПРО.
Из 26 участников областного конкурса 4 — учителя начальных классов, 4 —
учителя английского языка, 4 — учителя русского языка и литературы, 2 —
учителя биологии, 2 — воспитателя детского сада, 1 — учитель
информатики, 1 — учитель татарского языка, 1 — учитель экономики, 1 —
учитель мордовского языка, 4 — учителя математики, 1 — учитель
географии, 1 — учитель истории.
Среди участников конкурса 3 мужчин, 23 женщины, из них 1 —
преподаватель ПУ, 3 — преподавателя педагогических колледжа, 2 —
воспитателя детского сада, 20 — учитель, из них 18 представляют сельские
школы. По стажу участники распределились следующим образом: до 5 лет — 3
человека, 5-10 лет — 7 человек, 10-20 лет — 11 человек, более 20 лет — 5
человек. 8 (28,6%) имеют высшую квалификационную категорию, 13 (46,4%) —
первую квалификационную категорию, 6 (21,4%) — вторую. Среди
победителей районных конкурсов педагоги с различным стажем работы,
однако преобладает стаж работы 10-20 лет. Таким образом, можно сделать
вывод, что профессиональный конкурс привлекает к себе не просто
творческих, но состоявшихся в профессии педагогов.
Качественный анализ состава участников конкурса позволяет сделать вывод
об их профессиональной компетентности. Среди конкурсантов 1 учится в
аспирантуре, 2 награждены нагрудными знаками, 1 — Почетной грамотой
Миобразования РФ.
Следует отметить, что возраст участников конкурса является зрелым и в
то же время перспективным для творческого развития и совершенствования
педагогического мастерства.
Областной конкурс будет проходить в 4 тура:
- 1 тур (заочный) — самопрезентация,
- 2 тур — «учитель-предметник»,
- 3 тур — «учитель учителей»,
- 4 тур — «учитель — лидер».
1 тур — самопрезентация (заочный) (26 чел.)
Цель: оценить научно-методическую подготовку участников конкурса, умение обобщать свой опыт
- Представление районных оргкомитетов.
- Эссе «Моя педагогическая философия».
- Статья в предметный журнал.
- Описание опыта работы.
- Видеоматериалы (презентационный ролик и запись одного учебного занятия).
- Фотографии.
2 тур — «Учитель-предметник» (26 чел.)
Цель: оценить уровень профессионального мастерства учителя-предметника
- Визитная карточка учителя или хобби (выступление до 10 минут) — не оценивается.
- Выступление в видеостудии (1 минута) — не оценивается.
- Учебное занятие по предмету: 30 минут, 10 минут самоанализ (класс и предмет выбирает учитель, тема занятия соответствует календарному плану школы — конкурсной площадки).
3 тур — «Учитель учителей» (10 чел.)
Цель: оценить способность участников конкурса демонстрировать свой опыт
- Защита опыта работы (15 минут — выступление, 5 минут — ответы на вопросы жюри).
- Учебное занятие — урок импровизация по проблеме (импровизация по предложенной теме, 20 минут, самоанализ, ответы на вопросы — 10 минут).
4 тур — «Учитель — лидер» (3 чел.)
Цель: выявить участника конкурса, способного выполнить миссию победителя конкурса «Учитель года»
- Публичная лекция (10 минут, тему формулирует участника конкурса).
- Педагогический ринг (30 минут).
Местом проведения конкурса определены — гимназия № 79, детский сад № 200
Заволжского района (открытие, проведения 2 тура); лицей физики,
математики и информатики при УлГУ № 40 Железнодорожного района
(проведение 3 тура, 4 тура); областной драматический театр
(торжественная церемония закрытия областного конкурса).
Система оценивания — рейтинговая. Рейтинговый бюллетень составляется
счетчиком на первом, втором, третьем, четвертом турах. Результаты
голосования Большого жюри по выбору победителя конкурса «Учитель года»
оглашаются только на церемонии награждения.
Во второй тур проходят все участники областного конкурса «Учитель года —
2005». В третий тур — 10 человек по рейтингу. В четвертый тур — 3
человека по рейтингу.
Критерии оценки утверждены приказом ГУО от 27.10.2004 года № 892.
В этом году разработана новая процедура оценивания заочного тура. Каждый
элемент тура оценивается отдельным членом экспертного совета. Итоговая
оценка выставляется суммарно.
В состав экспертного совета, предметного, Большого жюри входят
преподаватели УлГПУ, ИПК ПРО, учителя — участники и победители
областного конкурса «Учитель года» прошлых лет.