Функциональная грамотность – вопрос актуальный сегодня и для педагогов, и для учащихся и их родителей.
Определений функциональной грамотности очень много, вот как понятие функциональной грамотности интерпретировал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников (8-9 классы). Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Другими словами: способны ли школьники использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных повседневных задач? Основными направлениями исследований были читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Мы сегодня говорим о функциональной грамотности в целом, где шесть составляющих:
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Функционально грамотный человек – это тот, который способен постоянно использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности.
Поэтому нам взрослым: педагогам, родителям, важно понимать, в какой мир придут наши дети - ученики. И, несомненно, они должны научиться решать комплексные задачи, думать критически, мыслить творчески, иметь навык управления людьми, работы в команде, распознавания эмоций не только своих собственных, а и других людей, формировать суждения, принимать решения в различных ситуациях.
Президент РФ в своем Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024года» поставил перед нами цель: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Поэтому мы видим один из способов повышения качества образования посредством формирования функциональной грамотности. |